Изделия из стекла настолько часто нами используются, что мы даже не задумываемся о его происхождении.
Начало стеклоделия теряется в глубине веков и, постоянно развиваясь, продолжается до наших дней. Однако, как это ни странно, в современной науке не существует ни единой теории строения стекла, ни единой теории его происхождения. Излагаются лишь наиболее распространенные предположения. Мне понравилось следующее.
"Существует предание, - пишет Плиний Старший (79 г. н.э.), - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и, поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды. Когда эти последние разогрелись и смешались с песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла".
Существует теория, что рукотворное стекло было изобретено случайно, как побочный продукт других ремесел. В те времена обжиг глиняных изделий происходил в обычных ямах, вырытых в песке, а топливом служила солома или тростник. Образующаяся при сгорании зола, то есть щелочь, при высокой температуре в контакте с песком давала стекловидную массу. Некоторые считают стекло побочным продуктом выплавления меди.
Египтяне производили цветное стекло, тогда как в Месопотамии предпочитали прозрачное. Первыми стеклянными изделиями были украшения - бусины, палочки, полоски.
Секретом производства полого стекла овладели в Египте. Египетские мастера помещали форму, сделанную из спрессованного песка, в расплавленное стекло и поворачивали форму таким образом, чтобы стекло оседало на стенках формы. Затем форму со стеклом вынимали, песок удаляли, заготовку остужали и производили окончательную обработку.
На рубеже старой и новой эры в Риме появились первые стеклянные окна. И хотя тогда они отличались плохими оптическими свойствами, они считались признаком роскоши. Цицерон говорил: "Беден тот, чье жилище не украшено стеклом".
В 607 году возникла Венеция, и там сразу же появились стекольные мастерские. С IХ века Венеция начала конкурировать с Константинополем. Венецианские мастера разработали собственные секреты составов и методов изготовления стекол. Хорошо известны венецианская мозаика и витражи, украшающие церкви в самой Венеции и в Северной Италии. После взятия Константинополя крестоносцами (1204 г.) Венеция остается единственным мировым центром стеклоделия. Венецианские стекольщики не имели себе равных в Европе.